Отправлено 22 Июль 2015 - 04:37
Может где-то и не канает, у нас уровень воды имеет прямую зависимость к численности ондатры. До 2000-го года воды в озерах было мало, ондатры было редкие-редкие хатки да по рекам в резервациях, в общем ее и видно то не было. Озера все повысыхали, превратились в покосы, а те что не высохли сильно обмелели, уменьшились в несколько раз в размерах, обширные мелководные озера высохли полностью. Было у меня любимое озерко, где я любил уток стрелять, мелководное. В прошлом говорят, еще до моего рождения оно очень славилось карасем, но сколько я там потом сети ни ставил в самую воду (по пояс) - ни одного карася так и не поймал. А осенью, в конце октября, я по его дну все полностью прошел в кроссовках, и около ямки в полметра с грязью и шлепнул последнего бекаса. Озеро это похоже было на блюдце, находилось в ровной котловине с пологим ровным дном, весь профиль очень напоминал чашу. За зиму 2000-го года произошел резкий подъем грунтовых вод, вся степь превратилась враз в сплошное болото, но истинный масштаб произошедших изменений стал понятен чуть позже, когда прошелся по озерам. В начале апреля я пошел посмотреть на свое озеро с надеждой, что его хоть немного заполнили вешние воды, и будет надежда на осеннюю утиную охоту. Когда я подошел к краю, я растерялся от увиденного и долго сидел на краю, не веря своим глазам: передо мной плескалось МОРЕ! Это казалось просто невероятным. Ни до, ни после я такого никогда не видел - чаша была заполнена до краев, порывистый весенний ветер гнал крутые волны с белыми барашками, на которых весело раскачивались сотни нырковых уток - чернети, красноголовики, даже гоголи, которых до этого в наши края не заносило, ибо озер для них не было, и мало того, соединилась с другим озером протокой, и вода все прибывала и прибывала потоками со степи, в которых резво плескались карасики. про то, сколько там карася потом поднялось из ила и сколько мы его черпали оттуда все лето я уже рассказывал, это другое.
Так вот глубина образовалась в том месте где я по осени ходил в 4 с лишним метра. И так случилось по всем озерам, все озера заполнились до краев. Во всех лесах где в середине были только мокрые болотишки, а по краю лес, образовались глубокие озера, весь лес погиб, особенно осинники. В каждом колке внутри было озеро, все леса затопило. Вода на таком уровне держалась пару лет, а потом с каждым годом стала снижаться постепенно, и сейчас находится на том же минимуме, что и осенью 1999 года. На следующий год после подъема вод произошел взрыв численности ондатры - она стремительно заселяла все что можно - озера, болота, леса. Стоило зайти в любой сухостой, где среди леса рядами стояли ондатровые хатки. Ондатра была абсолютно везде, плескалась в кюветах, в каналах, в лесах... везде, где уровень был хотя бы по пояс, ловили ее все кому не лень и меньше ее не становилось. Стоя на зорьке в каком-нибудь лесном болотишке чувствовал себя просто на ондатровой ферме - курсировали всю зорьку туда-сюда.
А потом вода стала убывать, первыми стали мелеть и пересыхать лесные болотца, и следующими зимами начался мор ондатры. Из перемерзших болотишек ондатра начала разбредаться в поисках свободной воды, а по-сути своей смерти. Везде на охоте встречались по пороше глубокие бороздки со следами мелких лапок. Сначала никто понять не мог, что за диковинные звери появились у нас, потом поняли. Стоило протропить такой свежий след, как в конце ты натыкался или на ондатру, спрятавшуюся под какой-нибудь пенек, или следы пира лис. Ондатра попадалась даже в сосновых лесах. Я самолично таким образом стропил и поймал двух ондатер, но чаще лисы опережали, они вообще пировали в те зимы. Прошло еще пару лет, и озера окончательно обмелели, степь высохла, и ондатра сейчас опять живет только в больших камышистых озерах, где еще достаточный уровень, и в реках в норах.
Причем так было в степи всегда. В начале 18 века, когда казаки пришли на Южный Урал, они проложили тракт между городами как раз по "покосу", и поставили там верстовой знак. А через несколько лет пришла вода, и на месте покоса образовалось огромное озеро, и этот верстовой знак так и торчал из его середины. С тех пор это озеро и зовется Верстовое, и вместо покоса казаки стали ловить в нем жирного и вкусного карася. Об этом писал Паллас, когда путешествовал по нашему краю в конце 18 в.
Сейчас я живу на Среднем Урале. Здесь такой перепад воды не ощущается в связи с тем, что рельеф гористый. И здесь в разрезах, в озерах, в реках ондатры вполне достаточно: везде ее норы, хатки, везде шныряют, поэтому я бы не сказал, что ей здесь совсем плохо. Поэтому вот что уверенно могу сказать, что уровень воды для ондатры имеет очень важное значение.